Нина Борисовна Захарьина

Из истории русского богослужебного пения

<<<Начало

Спасо-Преображенский собор в Чернигове, 1036 г.

«Распев, как и всякая вообще форма народного творчества (народный обычай, песня и т.д.), не возникает стихийно и не имеет автора в современном смысле; он возникает и развивается незаметно, подобно растению. Распев не может быть создан никакими постановлениями церковной власти. Его не может сочинить никакой композитор, даже самый гениальный.»


Церковь Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, 1374 г.

Борисоглебская церковь в Чернигове, начало XII в.

Георгиевская церковь в Старой Ладоге, 60-е г. XII в

Дмитриевский собор во Владимире, 1193-1197 гг.

«Древняя Русь также имела народно-обрядовые мелодии, унаследованные от предков-язычников. Дикие обычаи, осужденные отцами Церкви бытуют на Руси и в наши дни, но не язычников имеем мы в виду в данном случае. Речь у нас идет о душе, по природе христианке. Язычество не было сплошной ложью и абсолютным злом: какие-то крупицы Божественной истины оставались и в нем. Вот эти-то крупицы и явились своего рода вкладом в нашу православную мелодику. Любвеобильная русская душа, уверовавшая всем своим существом, принесла этот драгоценный дар, а Церковь приняла его, как чистую жертву веры и любви.»


Церковь святого Иоана Предтечи. Псков. XII в.

Церковь Спаса на Нередице близ Новгорода, 1199 г

«Наряду с отрицательными похоронными и свадебными обычаями, осужденными Церковью, на Руси бытуют и обычаи чистые, отражающие святые чувства нашего великого народа. Среди них заслуживают внимания свадебные «опевания» и похоронные «причитания». Meлодии этих гимнов народного ритуала очень близки к мелодиям нашего знаменного распева.»


Николо-Дворищенский собор в Новгороде, 1113 г.

Церковь архангела Михаила в Смоленске, конец XII в. (реконструкция)

Примечание редактора:
Переход от одной музыкальной системы к другой происходил уже не однажды. Античность со своей высочайшей музыкальной культурой породила буквенную систему, точно фиксирующую мелодию. Пришедшая на смену христианская культура не приняла эту систему, а создала свою, не имеющую точной фиксации, а требующую непременного сотворчества, то есть состояния или точнее – Предстояния. Знаменная нотация отражает систему передачи информации известную исследователям фольклора. Но и не только фольклора… Таковы же были принципы средневековой (и раннеантичной) живописи, архитектуры, словесности… Таким образом знаменная нотация отражает определенный тип сознания (сознания традиционной культуры), и если сознание западной части христианского мира подверглось логической трансформации уже в эпоху раннего Возрождения, то в России это проявилось лишь в XVII веке, во времена Раскола, и в чем-то не завершилось и по сей день. Запад предпочел путь пусть и более точного, но механического воспроизводства культуры: на смену символической иконописи приходит живопись реализма, в архитектуре архаику романского стиля сменяет готика и барокко, появляется авторская литература, пришедшая на смену летописанию хроник и житий, наконец, нотные знаки, вытеснившие «знамена», говорят о произошедшей трансформации церковного пения.

Примечание: В качестве комментариев к иллюстрациям использовались фрагменты книги протоиерея Бориса Николаева “Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного пения”.


<<<Начало       



http:\\www.rusland.spb.ru