Третий театральный пасхальный фестиваль
(г. Санкт-Петербург)

 

На светлой седмице, с 23 по 26 апреля в Санкт-Петербурге, по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира состоялся Третий православный театральный фестиваль.[1] В этом году в фестивале приняли участие 15 театров из Санкт-Петербурга, Москвы, Иваново, Сергиева Посада, Выборга и Вологды. Открыл фестиваль непременный духовник всех наших лаврских фестивалей – отец-наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры архимандрит Назарий, а дальше... действо покатилось своим чередом. Наблюдая за работой известных театральных фестивалей, я обратил внимание, что народная пословица: «Других посмотреть и себя показать» сбывается только наполовину: как правило, фестивали затянуты на две-три недели по одному-два спектакля в день и... гости, отработав, и не посмотрев никого из коллег, уезжают восвояси... Самая низкая культура отсматривания (впрочем, это и не поощряется иными режиссерами) у самих же участников. По-русски ли это, да и по-православному ли?

Мы предложили четырёхдневный фестиваль по пять спектаклей в день с обсуждением увиденного после каждого спектакля[2]. Разумеется, у этой схемы есть и свои недостатки – просто физически тяжело и актерам и зрителям, не сразу завязались обсуждения... Но когда уже завязались и народ (актёры, зрители, жюри...) обвык и втянулся – стало необычайно интересно. Последнее обсуждение было особенно значимо и если бы не вечер, не поезда, которые уже не могли ждать участников, то оно тянулось бы и тянулось...

Все участники фестиваля определили себя как люди православные, но далеко не все считают свой театр (или спектакль) православным. Есть просто светские театры – государственные учреждения – со всеми вытекающими последствиями. У нас в Питере только профессиональных театров больше 150, а по стране... Но как трудно найти единомышленников! Даже среди театров, афиширующих своё православие, далеко не всё, на наш взгляд, было приемлемо. В этом году в фестивале приняли участие два известных светских театра («Театр на Литейном» и «Комедианты») – что же – это большой шаг. В будущем году хочет участвовать БДТ... Я грешный, разуверился было в светском искусстве и отчаялся от него... Ан нет, - вроде вот и близки последние времена и стыдно, глядючи на нонешнее искусство, - а тем не менее порадовали нас светские постановки. Вспоминается лучшее из советской эпохи – можно ведь, оказывается, оставаясь профессионалом, не служить мамоне, но – Богу. Пусть для людей невоцерковлённых это будет называться пока: «служение искусству» или «красоте» - но мы-то знаем, что это всё от Бога. Если по-настоящему служить... Главное, что бы свет был в душе и радость сердечная. Пасхальная радость.

В нашем фестивале не замышлялось выстроить результаты по принципу: первый, второй, третий... Однако. Определённые результаты есть, и жюри нашло свои формулировки для каждого... Итак.

Итоги фестиваля:

 

Жюри в составе: Л. Н. Разумовская, О. Н. Савицкая, М. К. Лаврова, Е. Н. Рубцова, Н. С. Серегина, В. В. Гриневич, Л. А. Боброва и матушка Зинаида Грозовская определило итоги следующим образом:      

1. Диплом за лучшую постановку – спектакль «Скоморох Памфалон» - Н. С. Лесков – театр-студия «Театральный ковчег». Постановка – В. Б. Смирнова (г. Сергиев Посад).

2. Диплом за лучшую режиссуру - спектакль «Банкрот» по А. Н. Островскому. Драматический театр «На Литейном». Постановка Н. В. Леоновой (Санкт-Петербург).

3. Диплом за высокую постановочную культуру – спектакль «Вот вы спрашиваете, как мы тут поживаем...» - по ранним рассказам А. П. Чехова. Московский театр русской драмы «Камерная сцена». Постановка з. д. и. России М. Г. Щепенко.

4. За лучшую мужскую роль второго плана – Артур Аверин – в спектакле Московского театра русской драмы «Камерная сцена».

5. Диплом за использование наследия музыкального фольклора – спектакль «Ах ты, воля, моя воля... Василий Макарович Шукшин» - Театр Народной драмы. Постановка А. В. Грунтовского (СПб).

6. Диплом за лучшую женскую роль – Валентина Гуреева – в спектакле «Ах ты, воля, моя воля... Василий Макарович Шукшин» - Театр Народной драмы (СПб).

7. Диплом за лучшую мужскую роль – Валерий Пигаев – в спектакле «Ночь» - Православный драматический театр «Странник». Постановка В. Н. Уварова (СПб)

8. Диплом за лучший сценарий и воспитание православных ценностей народного мировоззрения – спектакль «Ехала деревня мимо мужика» - русские народные сказки для детей в постановке А. Н. Исполатова, театр «Комедианты» (СПб).

9. Диплом за лучший моноспектакль - «Пишу к вам прямо из сердца...» - по письмам святителя Игнатия (Брянчанинова) – моноспектакль Всеволода Чубенко (г. Вологда).

10. Диплом за воплощение русского народного характера - «До третьих петухов» - В. М. Шукшин. Моноспектакль В. И. Маслакова (Молодёжный театр на Фонтанке, СПб)

11. Диплом за актёрский профессионализм и искренность патриотических чувств - «С чего начинается Родина» - моноспектакль Л. И. Манюк (г. Выборг)

12. Диплом за эмоциональное осмысление спектакля - «Судьба Айседоры Дункан» - моноспектакль Л. Ю. Исаевой по пьесе Зиновия Сагелова (СПб).

13. Диплом за достойное воплощение наследия русской духовной культуры -  спектакль «Своеручные записки княгини Н. Долгорукой». Постановка Л. Н. Иванищенко (СПб)

14. Диплом за участие - «Матушка Русь» - моноспектакль н. а. России Н. М. Пярн (Театр «Современник», Москва)

15. Диплом за участие – «Когда Христос воскрес» - по З. Гиппиус. Театр «Посвящение» Постановка А. В. Степановой. (г. Иваново).

16. Диплом за участие – спектакль «Старосветские помещики», Н. В. Гоголь – театр «Слово» (ДК им. Шелгунова) – исполнитель В. А. Зубкова, Постановка – З. Д. Соколовой. (СПб)

 

Обсуждения

Не менее важным итогом фестиваля стали обсуждения спектаклей и самих принципов работы театра. На этих материалах мной была подготовлена анкета, предложенная всем участникам фестиваля. Было бы интересно продолжить заочное обсуждение темы. Вы можете заполнить предлагаемую ниже анкету (или выделить необходимый ответ) и прислать по адресу: info@rusland.spb.ru Для того, что бы определить собственную позицию, прилагаю анкету уже заполненную (курсив) мною. Вы, разумеется, дадите свои ответы (жирным шрифтом). Мои можно убрать, а в случае согласия - оставить...

Анкета

 

Ф.И.О, ваш театр, город, email, тел.

_____________________________________________________________________

 

Уважаемые гости фестиваля, братья и сестры, предлагаем ответить на несколько вопросов (нужное - выделить или написать свою формулировку):

1) Является ли для вас православная культура основой художественного творчества? Или творчество имеет свои законы, свободные от религиозных взглядов (отчасти свободные)?

_____________________________________________________________________

2) Что является для вас смыслом творчества: национальное самосознание, личное самовыражение (самореализация), самопознание, неосознанная потребность в творчестве, иное...

_____________________________________________________________________

3) Что такое православный театр: воцерковлённые актёры (режиссер), православные идеи, вложенные в постановку, интуитивное стремление в работе к вере, надежде, любви... Постановка онтологических задач, богословские требования к постановке или (и) все, что годится для решения одной «сверхзадачи» - создания душеспасительного (покаянного) спектакля... А быть может главная функция такого театра – миссионерская?

_____________________________________________________________________

4) Считаете ли вы, что православный театр должен быть и содержательно – русским? Нет. Если, да, то, что вы вкладываете в понятие «русскость» - русский классический репертуар, воплощение на сцене русской идеи, в той или иной мере. Воплощение «народности» (исходя из триады С. С. Уварова), иное...

_____________________________________________________________________

5) Испытываете ли вы проблемы (да, нет) в связи с тем, что в современной практике театра и в народной традиции существуют различные способы «игры»: разное звукоизвлечение, различная пластика и т. д.? Таким образом, обычно при изображении «народной жизни» на сцене используется не подлинная народная культура, а её условные обозначения. Хорошо это для православного театра? Плохо? Не имеет значения

_____________________________________________________________________

6) Какие из исторических театральных «школ» представляют на ваш взгляд наибольшую ценность для православного театра: исторический театр Шекспира, Мольера..., «школа» Станиславского, Брехта, Мейерхольда... русский фольклорный театр, опыт православного богослужения...

_____________________________________________________________________

7) На протяжении ряда веков церковь осуждала светский театр за «лицедейство», как быть с современной психотехникой, с теорией и практикой «перевоплощения»: использовать, наполнив православным содержанием, отказаться от перевоплощений,  вообще от психологического театра, обращаясь к условным «школам», например «отстранению» или принципам фольклорного театра

_____________________________________________________________________

8) Возможно ли в связи с вышесказанным, применение грима, костюмов, не соответствующих православной этике и т. п.? Нет. Да.

_____________________________________________________________________

9) Как вообще быть с изображением страстей на сцене? Сохранять традиции светского театра? Отказаться от любых форм проявления страстей (или только греховных страстей)?

_____________________________________________________________________

10) Есть ли у вас в театре проблема отношения между мужчинами и женщинами? Нет. Если, да, то только за кулисами или на сцене? Традиционный театр, как известно, решал эту проблему кардинально: женщина на сцену не допускалась. Как быть современным православным актёру, актрисе, режиссеру при изображении «страстей» на подмостках? Исключать такие сцены, показывать их в условной манере, не придавать значения....

_____________________________________________________________________

Считаю, что женщина и мужчина на сцене православного театра не должны проявлять взаимные страсти. В данном случае актёрам вообще лучше находиться на удалении. Показать их чувства – можно и нужно – условно. Это гораздо сильнее.

_____________________________________________________________________

11) Образовывались ли в вашем театре православные семьи? Особенно многодетные. Имели ли место разводы?_______________________________________________________

В светском театре, в котором я играл в молодые годы (1980 – 85), к сожалению, все театральные браки закончились разводом... Посмотрим, что будет с нашими православными семьями нынешнего театра. Храни Господь!

_____________________________________________________________________

12) Чему нужно учить и чему не нужно учить православного актёра (помимо Закона Божьего)? Что в театральных студиях, театрах, институтах должно быть исключено из практики и что необходимо добавить?______________________________________ Помимо изучения православной культуры я бы предложил глубинное изучение народной культуры, перевел в практическую плоскость и преподавание прикладных дисциплин: движения, вокала и т. д. - на базе народной культуры, культуры игровой.Требуется, на мой взгляд, возврат к народной педагогике... Мы утрачиваем русскость просто на ментальном уже уровне, перестаём адекватно понимать и воспроизводить Пушкина, Гоголя, Островского. Станиславский тут не поможет...

 Считаю недопустимым преподавание йоги, различных медитаций, дыхательных упражнений, восточных единоборств и т. д.

Одним из основных элементов подготовки в нашем театре(для мужчин) стало изучение русских единоборств, и вообще – русской мужской культуры.

_____________________________________________________________________

13) Что необходимо для развития православного театрального движения (имеется в виду не претензии к власть имущим, - понятно: им не до нас, -  а то, что можем сделать мы)? Ваши пожелания фестивалю...

_____________________________________________________________________

Надо смелее обращаться к нашим иереям, владыкам, а так же к учреждениям культуры с просьбой о помощи. Необходимо создавать приходские любительские и профессиональные православные театры. Не забывайте и о молитвенной помощи друг другу на поприще искусства.

_____________________________________________________________________

14) Испытываете ли вы проблемы с материалом для сценариев? Пишете ли вы сами? Используете классику? Чего мы ждём от драматургов в связи с созданием православных театров?______________________________________________________________________ Ждём современной православной драматургии (и пока её не видел, но, думаю, она есть – т. к. есть сильная современная православная проза и поэзия – будет и драматургия). Смелее надо обращаться и к нашему наследию: письма подвижников благочестия, жития, вообще древнерусская литература. Современный театр ещё и не касался этих кладизей. А фольклор: народная драма, духовные стихи, эпос, легенды и пр. – этого на сцене и близко не бывало... В общем, мы освоили нашу словесность на 1 - 2%  и от того только и сценарный голод...  

_____________________________________________________________________

15) Каковы ваши отношения с государством: Нам помогают финансами, помещением. Не помогают. Помогают, но ставят в определённую зависимость, мешающую работе...

_____________________________________________________________________

16) Как складываются ваши отношения с церковью: Нас окормляют, дают общее благословение. Не дают. Помогают помещением, финансами, духовными и практическими советами. Не помогают. Не обращались за помощью...

_____________________________________________________________________



Храни вас Господь!



- Грунтовский Андрей Вадимович – художественный руководитель фестиваля, руководитель «Театра народной драмы», Санкт-Петербург, Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. Для связи: info@rusland.spb.ru; www.rusland.spb.ru (см. также «вконтактеру» группу: «Театр народной драмы») или 8 - 812 - 511 48 81 или 8-9213424054.

 

 

 



[1] Учредители фестиваля: Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, Театр народной драмы, Православный драматический театр «Странник» и общественная организация «Православный Санкт-Петербург».

[2] Десять спектаклей наших гостей прошли на сцене «Святодуховского» центра Александро-Невской лавры, четыре – на сцене православного театра «Странник», спектакли «Комедиантов» и «Театра на Литейном» - на своих сценах.

http:\\www.rusland.spb.ru